Страница обновлена 26.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

Страница обновлена 26.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

Эссе

«Моя педагогическая философия»

 

"Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

 и любить тех, кому преподаешь".

 В.О. Ключевский

 

Воспитатель, психолог, логопед – все мы, педагоги, чья профессия неразрывно связана с детством. Мы каждый день смотрим  в добрые, доверчивые, любопытные, открытые глаза детей. Родители доверяют нам своих малышей, самое дорогое и самое ценное, что может быть в жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент личности ребенка, развиваются его нравственные, социальные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, ведь «только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни» (Каменский Я.).

В образовании не должно быть случайных людей, выбор профессии должен быть осознанным. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что все профессии в мире – от людей и только три от Бога – судья, педагог и врач. Они получают свой дар свыше.

Вместе с родителями мы разделяем ответственность за воспитание, развитие, здоровье, образование детей. И, наверное, именно от педагогов, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями, зависит, какими людьми дети станут в будущем, как сложатся их отношения с окружающим миром. И мой выбор тоже не был спонтанным. Еще в школе мы тянулись к тем учителям, с которыми у нас складывались теплые, доверительные отношения, к которым нам хотелось бежать на урок и каждый раз узнавать что-то новое. Вот и я решила стать таким педагогом, который будет для ребенка учителем, другом, помощником.

Почему я выбрала профессию учителя-логопеда?

Часто, гуляя по улицам, я замечала, как некоторые дети пытаются что-то объяснить окружающим, а те, в свою очередь, не понимая ребенка, переспрашивают по нескольку раз. В итоге ребенок начинал нервничать, переживать. У меня всегда возникало желание помочь ребенку, поддержать его. Как  врачи излечивают людей от болезней, так и логопед «лечит» людей с проблемами в речевом развитии, и я приняла решение стать логопедом, чтобы помогать детям.

Главная задача, которая стоит перед родителями и педагогами и которую ставит перед нами государство посредством соответствующих документов (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО) – это успешная социализация ребенка, развитие его индивидуальности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Анализируя ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, приходится наблюдать, что многие дети имеют проблемы в речевом развитии. Это накладывает свой отпечаток на общее развитие ребенка: сказывается на его поведении и деятельности, замедляет психическое развитие. Чем старше становится ребенок, тем острее он ощущается свою проблему. Это приводит к замкнутости, стеснению, снижению самооценки, контакты ребенка с людьми сокращаются. Нарушается процесс социальной адаптации. Ребенку нужна помощь людей, которые находятся с ним рядом. Это его родные и близкие в кругу семьи и мы, педагоги, окружающие ребенка в детском саду.

Что же необходимо педагогу для того, чтобы достичь успеха, получить желаемый результат, радость и удовлетворение от своей работы?

 Ребенок – тонкое существо. Он чувствует, где любовь, а где равнодушие, где добро, а где зло, где искренность, а где лукавство. Ребенок может открыться только тогда, когда почувствует, что рядом с ним находятся те люди, которым он не безразличен, которые его любят, заботятся о нем и готовы прийти ему на помощь. Поэтому первое, по-моему мнению,  и главное правило в профессии педагога – это любовь к детям.

 «Детство – это самоценный этап жизни человека» (А.Г.Асмолов). Для того  чтобы он действительно оставался самоценным, надо идти от желаний, интересов и потребностей ребенка. Это, на мой взгляд, второе правило, которого надо придерживаться каждому педагогу. Главная потребность ребенка – это потребность в игре, поскольку она является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Именно игра, наравне с общением и познавательно-исследовательской деятельностью, рассматривается в ФГОС ДО как сквозной механизм развития ребенка. Для того чтобы речевое развитие детей не превратилось в скучное назидание, направленное на повторение звуков, слогов и др. на помощь мне приходят различные технологии: игровые, развивающие, ТРИЗ и другие, которые позволяют сделать образовательный процесс для ребенка более интересным, захватывающим, впечатляющим, запоминающимся.

Время не стоит на месте. Все меняется, развивается, совершенствуется. Надо всегда двигаться вперед, идти навстречу всему новому, развиваться, самосовершенствоваться, осваивать новые технологии. Сегодня мы играем с кругами Луллия, сочиняем новые слова и небылицы, а завтра – постигаем мнемотаблицы. По ТРИЗу переделываем сказку, вставляя в нее новых героев или меняя характер персонажей. Нет предела в постижении нового у ребенка  и педагога. Как говорил Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе…». Расти и развиваться вместе с детьми – вот третье правило успешности педагога.

Для того чтобы постижение речи для ребенка было интересным, надо быть умелым художником, мастером, творцом. Предметно-пространственная среда, окружающая ребенка, должна побуждать его к деятельности, быть развивающей. Создать условия для развития ребенка – это важная задача педагога. Подули – полетели снежинки, бабочки, осенние листья (развитие речевого дыхания); нашли две картинки – вот и рифма (огурец-скворец); провели с закрытыми глазами пальчиком по контуру – узнали предмет. Фантазия, творчество, выдумка – это еще одно правило для достижения педагогом своей цели.

Решая проблему речевого развития ребенка, трудно добиться результата в одиночку. Недаром народная мудрость гласит: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две лучше». Как же обойтись без помощи родителей? Для создания оптимального взаимодействия педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовать его компетентность в вопросах воспитания и ценить личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Взаимопонимание и взаимопомощь, разделение ответственности в общем деле – это пятое правило, которое помогает добиться положительных результатов в моей работе.

Профессия учителя-логопеда гармонично сочетает в себе профессии педагога, психолога,  врача:

как педагог – он формирует представления ребенка об окружающем мире, зажигает в сердце ребенка огонь желаний познавать окружающий мир, открывает и развивает в детях их таланты и дарования, закладывает представления о добре и зле, вселяет в душу ребенка надежду и уверенность в собственных силах;

как психолог – подбирает ключик к каждому ребенку, осуществляет индивидуализацию образования, обеспечивает свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка;

как врач – осуществляет профессиональную коррекцию особенностей речевого развития ребенка – залог полноценной жизни, полноты общения с миром.

Профессия педагога направлена на то, чтобы вырастить Человека, способного любить, уважать, заботиться, проявлять терпимость, ценить и преображать окружающий мир, самореализоваться в нем.

 

«Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане» (Я.А.Каменский)